Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Рабочие программы  

1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс

5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс

10 класс, 11класс

Внеурочная деятельность

Дополнительные образовательные программы

Рабочая программа учебного предмета

В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и ответственность образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится “разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин”.

Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:

1. государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент),

2. базисный учебный план школ РФ, который содержит:

распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям,

по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы,

на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план,

каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет рабочую программу.

Таким образом, рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.

Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:

титульный лист,

пояснительная записка,

тематический план,

содержание учебного предмета,

перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,

требования к уровню подготовки учащихся,

критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,

список литературы для обучающих и педагогов.

По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться:

образцы текстов и тестовых контрольных,

вопросы к зачетам,

темы рефератов, проектов и т. д.

Все вышеперечисленное является учебно-методическим оснащением учебной программы.

Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников,

дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:

1. Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и конкретного учащегося. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемыми после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.

2. Отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента.

3. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.

4. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

5. Общая характеристика учебного процесса: формы, методы и средства обучения, технологии.

6. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе.

7. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы.

 

Тематический план

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Содержание тем учебного курса

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

единства содержания обучения на разных его уровнях,

отражения в содержании обучения задач развития личности,

научности и практической значимости содержания обучения,

доступности обучения,

соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

основные изучаемые вопросы,

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,

требования к знаниям и умениям обучающихся,

формы и вопросы контроля,

возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ по годам обучения в течение всего срока реализации рабочей программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах “иметь представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и т. д.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен).

Список литературы

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.