Страница обновлена 15.11.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Страница обновлена 15.11.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Центр притяжения: создание личностно-развивающей образовательной и воспитательной среды

 
 

Работа над проектом началась в январе 2021 года. Школьная команда приняла участие в управленческом модуле программы повышения квалификации в рамках регионального проекта “Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала” (совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Опираясь на теоретическую основу, практические навыки и различные методики, предоставленные нам на курсах, наша команда продолжила работу над проектом, проведя экспертный анализ образовательной среды школы. В экспертной оценке приняли участие администрация школы, педагоги, обучающиеся и их родители. Учащиеся школы тоже не остались в стороне,  им было предложено внести свои предложения по преобразованиям школьной среды. Для этого им было предложено продолжить предложения: «Я хотел бы, чтобы в школе было…», «Я бы хотел, чтобы школьная жизнь была …», «Я хотел бы, чтобы уроки были». 10 февраля 2021 года  для учителей был проведен методический семинар, основной целью которого было знакомство учителей с теоретическими аспектами создания ЛРОС, а по его итогам – привлечение педагогов к экспертизе среды и формирование проектной команды.

Следующим этапом стала разработка проекта создания ЛРОС. С этой целью было организовано обсуждение проекта в рамках заседаний методических объединений школы. На этом этапе к работе подключились наиболее заинтересованные и активные педагоги. Именно, в ходе этих обсуждений, родилась мысль об использовании образовательного пространства, которыми располагает Музей Космонавтики, которые необходимо превратить в личностно-развивающую среду, имеющиеся условия станут возможностями.

Миром правит сила притяжения – это доказал еще Исаак Ньютон. Э. Карнеги сказал: «Когда вы чего-то сильно хотите – в игру вступает  Закон притяжения».

Проект «Центр притяжения» – это возможность создания такой школы, где дети будут понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, а учителя будут открыты ко всему новому, понимать детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знать свой предмет. Для решения поставленных задач мы планируем использовать музейную педагогику.

Возможность школьного музея стать центром притяжения, вокруг которого будет сосредоточено все образовательное пространство школы – это и физическое пространство, и цифровые процессы, и характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса, и социокультурное окружение школы, социальные партнеры создает условия для создания личностно-развивающей творческой среды.  Музей космонавтики позволит создать уникальный имидж школы с его отличительными особенностями, миссией и принципами, сформировавшимися традициями.

Английский искусствовед Кеннет Хадсон сказал: «Музею, в котором не возникают новые идеи, нет смысла дальше существовать»

Ключевые идеи проекта – это наша солнечная система:

«Космос доступен каждому» – создание особого музейного пространства игры, диалога и образования. Сама экспозиция станет продуктом с открытым финалом, поскольку ее предметное составляющее пронизано многочисленными «сервисами»: виртуальными экскурсиями, орбитальными журналами, листками активности, виртуальными играми, блогами, событиями (акциями, встречами, дискуссиями, чтениями, выставками и т.д.).

«Космос внутри тебя» Человек – неразгаданная тайна. УМК «Школа возможностей» – это школа, которая учит использовать возможности и готовит детей к жизни в вероятностном мире, где важны не только конкретные знания, но и способность решать жизненные задачи, не имеющие готового решения или типового подхода.

Использование серии образовательных продуктов «Школа возможностей» будет способствовать формированию у детей ценностно-смысловых ориентиров в жизни, освоению ими универсальных компетентностей, осознанию собственных ресурсов и управлению ими для достижения целей.

«Мечтай! Создавай! Действуй!» – модернизация образовательного пространства, применение и внедрение новых технологий. «Точка роста» и «Цифровая среда» – федеральные проекты, нацеленные на предоставление образования в рамках цифрового и естественно-научного профиля.

Основная задача – использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.

«Звезды ближе, чем кажутся» Детские общественные и творческие объединения часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Детское объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

«Урок в музее» Цель проекта – создание общего образовательного пространства  и инструментария школы и музея, вовлечение детей в познание мира. «Урок в музее» – это цикл занятий в рамках изучения школьной программы. Он подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за ее рамки, строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого  и прикладного изучения предмета. В рамках данного направления будет создано ПОС, целью работы которого станет создание учительской копилки уроков, обмен опытом работы.

«Космическое киберпространство»: предполагает применение цифровых технологий. Реализация подпроекта «Цифровая образовательная среда». Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

ЦОС включает в себя:

  • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирование и организацию  индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование обеспечение доступа к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • переосмысление педагогической деятельности: информационно-коммуникационная компетентность педагогов, эффективное использование цифровых образовательных ресурсов и электронных учебных пособий, обновление педагогических технологий,
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Предложения для неформального образования и коммуникации на музейных сайтах весьма разнообразны. Их возможности можно использовать при планировании цифровых образовательных событий. Обычно эти программы можно найти через специальный раздел на сайте (тематический или для отдельных аудиторий – например, детей, семей, события и пр.). Такие ресурсы, как правило, способствуют: лучшему пониманию коллекции; внимательному рассматриванию музейных предметов; соотнесению с личным опытом; выбора через создание галерей любимых предметов (свой музей); самовыражению через собственное творчество; семейному общению через совместное творчество; коммуникации с другими посетителями (просмотр, комментарии, рекомендации и пр.). Раздел «Для учителей» подразделяется по образовательным уровням и классам, методическую помощь учителям в проведении уроков в музее: задания, рекомендации, раздаточный материал, предоставляемые на сайте для скачивания и распечатки.

«Активность. Энергия. Здоровье»: организация физкультурно-оздоровительной работы. В настоящий момент в школе есть опыт проведения спортивных соревнований на кубок летчика-космонавта Героя России В.И. Токарева, на которые приглашаются команды школ города и района.

Кроме того, воспитательный потенциал школьного Музея Космонавтики может  быть  использован при организации летнего отдыха детей и подростков. Оздоровительный лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Центром работы лагеря будет школьный Музей Космонавтики. В игровой форме дети познакомятся с историей космонавтики, узнают, как управлять шаттлом, передвигаться в невесомости и проводить научные эксперименты на орбите. Их ждут увлекательные конкурсы, квесты и викторины. Детям  будет    представлена  возможность  побывать  в  виртуальных  путешествиях  в  космос,  разучить  новые  игры,  песни  и  танцы. В течение смены будет работать «космический кинозал».

 
 

Обратная связь