Страница обновлена 31.01.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Страница обновлена 31.01.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Шахматы в школу

Развитие шахматного образования в Ярославской области (2023 — 2030 г.г.)

Цель развития шахматного образования:
расширение возможностей организации внеурочной деятельности  и дополнительного образования как ресурса в развитии способностей ребенка и достижения образовательных результатов, планируемых обновленными ФГОС ОО

Основные направления:
— Определение содержания и технологий шахматного образования
— Совершенствование учебно-методического обеспечения
— Обновление материально-технического оснащения
— Повышение кадрового потенциала
— Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям шахматами
— Организация физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по виду спорта «шахматы»

Нормативно-правовая документация

Рабочие программы

Рабочая программа внеурочной деятельности«Шахматы в школе» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности«Шахматы в школе» 2-4 классы

Электронные ресурсы


  • chess-board.ru — интерактивная демонстрационная шахматная доска для тренеров, учителей и педагогов, преподающих шахматы (бесплатно)
  • stepchess.ru — шахматный тренажер (бесплатно)

Мероприятия

«Больше , чем игра», региональный марафон.

В конце первого полугодия 2023-24 уч. г. с популяризации шахматного образования и привития интереса к игре в школе был проведен шахматный турнир среди 1-4 классов. Количество участников было большое , были и победили и проигравшие , но главное не победа а участие , ведь шахматы  учат  развивать  мышление , память, внимание, наблюдательность, воображение . Формируют  и воспитывают волю, организованность, уверенность в своих силах , самостоятельность в принятии решений.

Мы на уроке

В 2023-24 уч. г.  все обучающиеся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности начали заниматься по программе шахматного образования. Школа обзавелась необходимым инвентарём ( демонстрационные доски, шахматы и часы). Учебный план предусматривает в 1-ых классах 1 час в неделю, во 2-4 классах 2 часа в неделю.
Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматной доской , полями , шахматной нотацией , фигурами и с начальным местоположением и ходами. Дети изучали простые термины,  задавали  вопросы если им что то не понятно и просто наслаждались игрой.
К концу года , дети ознакомились с такими понятиями как: взятие, ход, шах, мат , пат, рокировка и начальная стадия игры – дебют.

Основные методы обучения: игровой, наглядно-образный, они применяются при знакомстве с шахматными фигурами , при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.
При изучении теории основным методом являются поисковый метод -  изучение шахматной игры.
Основные формы и средства обучения:
-Теория;
-Просмотр видеофрагментов с элементами обучения;
-Обучение игре через компьютерные приложения и сайты (Учи.ру,
lichess.org)
-Шахматные игры со сверстниками, учителями , родственниками.
-Дидактические игры и задания , игровые упражнения(викторины, эстафеты(“Расставь фигуры”, “Угадай фигуру”, “шахматное зеркало”; игры: “Один в поле воин”, “Ход конём”, “Пешечный бой”, “Лабиринт” и т.д.);
-Практическая игра -  партия между участниками или учителем ( на время или классическая версия);